Колониальные войны в Предбайкалье и Забайкалье: русско-бурятские войны Часть. I Остроги, как плацдарм для колонизации Хронология: - В 1650 г. буряты вновь отказались платить ясак в Братский острог. Весной 1651 ангарские буряты из Букеевского улуса совершили набег на Братский острог, уничтожили посевы служилых. - В 1652 году состоялся карательный поход под началом Петра Бекетова вверх по Ангаре в направлении Осинского острога. В июне этого года они на р. Оса убили несколько бурят. Поставив Ирген острог, Бекетов наложил ясак на тунгусов. В этом же году Иван Похабов при устье р. Иркут поставил зимовье, чтобы было «способнее брать ясак с иркутных братцких». - В 1954 году сын боярский Дм. Фирсов построил Балаганский острог. «1700 бологатов учинили верности присягу и даже обещали склонить к подданству бурят долин Белой, Китоя и Иркута». На жестокости Ивана Похабова, основателя Иркутска, но ставшего управителем Балаганского острога, привели к восстанию балаганских бурят, которые перебили сборщиков ясака и подались в «монгалы», а «территория вокруг Балаганска опустела». - В 1654 году восстали буряты-икинаты и осадили Удинский острог. - В 1655 году тунгусский князь Гантимур дал ясак русским, но затем тунгусы сожгли Ирген острог. - В 1658 году вновь начались восстания и волнения бурят в Балаганской степи. Поводом опять стали зверства Ивана Похабова и его приближенных. Похабов являлся единоличным управляющим двух острогов – Братского и Балаганского. Люди Похабова всячески издевались не только над улусными людьми, но и князьцами; разъезжая по бурятским улусам, они не только грабили имущество и скот, но и убивали людей, когда и как захотели, увозили жен и детей, которых превращали в холопов и рабов. Большая часть захваченных пленников-бурят попадала в руки Похабова, который был лидером в торговле бурятами, как рабами. Похабов и его атаманы являлись настоящими работорговцами. - В 1658-1659 гг. к восстанию примкнули унгинские буряты, «учинились непослушны» и, погромив ясачных сборщиков, также подались из-под Братского острога в Монголию. В это же время восстали окинские буряты и также ушли в Монголию. Балаганская степь опустела. - В 1661 году брат Ивана Похабова Яков построил Иркутский острог. В этом же году на Байкале буряты убили «посла» Заболотского. Этот год отмечен тем, что буряты во главе с князьями Энхеем и Буураем отгоняли скот у служилых людей и уходили в Монголию. - В 1693-1698 гг. – поднялось восстание хонгодоров во главе с князем Богатей, почти 5 лет длилось, стихая и поднимаясь, это восстание. Тогда хонгодоры погромили русские поселения и крепости (Тункинский и Бельский остроги, Нукутское зимовье) и ряд других вплоть до Иркутского острога. Показательным моментом следует отметить месть бурятской знати предавшимся русским. В 1696 г. ясачные буряты во главе с Шиптагур-Батором подняли бунт и осадили Тункинский острог. - К 1685 г. во времена прихода к власти Петра бурятско-русские отношения чрезвычайно обострились. - В 1695 году произошло бегство бурят Балаганского острога от диких зверств и насилий Христофора Кафтырева, правителя этого острога. - В 1696 совершен побег бурят-холопов из Верхоленского острога от жестокостей служилых. В этом же году «иркутные» буряты восстали и осадили Иркутский острог. Причины все те же: лихоимства и грабежи бурят управителями, казаками и крестьянами. Восстания бурят отмечены и через сто лет после этапа «сплошной колонизации» бурят, что ясно свидетельствует о нежелании бурят покорится власти колонизаторов. Так в 1767 восстали буряты на р. Оке. Восстание жестоко подавлено казаками и крестьянами. В этих условиях хори-буряты были вынуждены обратиться к Петру I на зверства царских сатрапов, тогда царь официально вступился в защиту бурят. Инструкции, спускаемые из Москвы, требовали относиться к ясачным «с лаской», в тоже время подавлять всяческую попытку ясачных к сопротивлению. Но факты свидетельствуют о том, что, если второе из этих требований соблюдалось неукоснительно, то первое оставалось на бумаге. (Чимитдоржиев. С. 16, 17). Заключение Целью движения казачьих отрядов в Сибирь было не мессианство с несением высокой культуры отсталым народам Азии, а алчный захват «землиц и народов», сбор ясака для казны и для обогащения самих членов отрядов. Это колониальные захватнические войны и попытки представить их как несение культуры есть имперский расистский взгляд. Само царское правительство, стрельцы и казаки рассматривали бурят как своих данников, «взятых и покоренных в ясачный платеж мечом и войною» (Кудрявцев. Указ. соч. С.54) Все средства разрешалось применять для сбора ясака. Сибирские воеводы наделялись царем неограниченными полномочиями, вплоть по своему «высмотру», т. е. произволу. Так в 1645 году против непокоренных эхиритов и булагатов отправились отряды, получившие от воеводы откровенные предписания на погром и личное обогащение погромным добром: «А что они, Алексей, и Курбатко, и Васька, с служивыми людьми на братском погроме всяких их братских животов и лошадей и скота всякого возьмут и тем погромным их братским животом и скотом государь пожаловал за службу их служилых и охочих промышленных людей». Этот документ – яркое свидетельство погромной сущности политики метрополии в отношении к бурятам. Многократные погромы уже покоренных бурятских улусов соперничающими мангазейскими, красноярскими и енисейскими отрядами казаков, да и служилыми, охочими, а затем и русскими крестьянами – со второй половины XVII в., вконец разоряли бурят – ясачных плательщиков. Профессор Ш. Б. Чимитдоржиев писал, что осуществлялось «право сильного», оно «сопровождалось явлениями такого рода как вымогательство, принуждения, насилия, издевательства и убийства со стороны казачьих атаманов, наместников и рядовых казаков в отношении бурят. Доктор исторических наук Б.Р. Зориктуев, ясно указав, что добровольного присоединения не было и не могло быть в принципе, определил этап завоевания предбайкальской Балаганской степи геноцидом, а всего Предбайкалья в целом – сплошным завоеванием. Профессор Роберт Рупен, в 1950-60-х гг. подвергнутый гонениям КГБ за защиту бурятского же панмонголизма и национализма как «самой замечательной и глубокой идеи XX в. в Центральной Азии», ясно подчеркивал не «добровольность вхождения», а «разгром бурят в середине XVII в.». Он же детально описал политику ассимиляции и деэтнизации, осуществляющей империей (самодержавной и советской) все три века колонизации.